Нисходяще-восходящий тон часто употребляется в английской разговорной речи для выражения различного рода эмоций от сомнения до дружеского возражения. Падение - подъём происходят:
- в пределах одного слова: No. Yes.
- в пределах двух смежных слогов: That's right.
- в пределах двух слогов, разделённых одним или несколькими неударными слогами: Difficult. Necessary.
Диапазон нашего голоса можно схематически представить в виде двух параллельных горизонтальных линий. При произнесении нисходяще-восходящего тона голос сначала снижается в пределах слога до самого низкого уровня диапазона (т.е. до самого низа горизонтальной линии), а затем постепенно повышается, не достигая, однако, слишком высокого уровня. Нисходяще-восходящий тон по своему мелодическому рисунку несколько напоминает интонацию вызова в русском языке, например: "А я не буду!"
Нисходяще-восходящий тон помимо утверждения определённого факта содержит различного рода подтекст, т.е. то, что подразумевается, в частности:
- коррекция, уточнение:
Я полагаю, его зовут Филипп. - Давид.
- мягкое, дружелюбное возражение:
Боюсь, что это не так.
- сомнение, предположение:
Какого цвета её платье? Возможно, оно серое.
- контраст, противопоставление:
У меня много русских книг, но нет французских.
Произнесите фразу "Not very" с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить мягкое, дружелюбное возражение:
Это радиоприёмник хороший, не так ли? - Не очень.
Этот вопрос трудный, не так ли? - Не очень.
Этот роман новый, не так ли? - Не очень.
Эта сумка тяжёлая, не так ли? - Не очень.
Комната узкая, не так ли? - Не очень.
Озеро мелководное, не так ли? - Не очень.
Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить уточнение:
Фотографии в коробке, не так ли? - В альбоме.
Дети в школе, не так ли? - Во дворе.
Книги в книжном шкафу, да? - На книжной полке.
Ученики на уроке, не так ли? - В библиотеке.
Ева и Давид женаты 10 лет, не так ли? - 15.
Сэм уезжает сегодня, не так ли? - Завтра.
Произнесите вторую часть предложения с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить противопоставление:
Я хочу поехать в деревню, но не зимой.
Я хочу пойти в парк, но не днём.
Я хочу пойти в библиотеку, но не сегодня.
Мне бы хотелось поиграть в теннис, но не сейчас.
Я бы с удовольствием посмотрела телевизор, но не днём.
Нам бы хотелось посетить этот музей, но не в воскресенье.
Произнесите реплики в диалогах с нисходяще-восходящим тоном, чтобы выразить предположение:
Где моя шляпа? - Она, наверное, на кресле.
Где сумка Салли? - Она, наверное, около двери.
Где наша карта? - Она, наверное, на стене.
Где Лизин пояс? - Он, наверное, в шифоньере.
Где мои карандаши? - Они, наверное, в пенале.
Где детские игрушки? - Они, наверное, в спальне.
Где студенты? - Они, наверное, на лекции.